“Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Казахстан”

Общереспубликанский информационно-аналитический Портал

img img img

Мероприятия:

  • Телефон горячей линии по вопросам ЖКХ 8-8000-8000-12. Звонок бесплатный
  • Общереспубликанский информационно-аналитический Портал ЖКХ Республики Казахстан

Государственно-частное партнерство

нан.png

«Для модернизации объектов ЖКХ необходимо их передавать в управление или концессию с возможной дальнейшей приватизацией. Правительству хватит топтаться на месте. Нужно активизироваться в этом направлении».



В Послании Главы государства народу Казахстана 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Правительству РК дано поручение активизироваться в направлении внедрения ГЧП в секторе ЖКХ.

Правительством РК (заседание Правительства РК от 3 февраля 2017 года) с целью снижения нагрузки на бюджет было дано поручение Министерству Финансов РК совместно с отраслевыми министерствами при рассмотрении бюджетных заявок от местных исполнительных органов (далее – МИО) отклонять проекты, реализация которых возможна с применением механизмов ГЧП.

В 2015 году Правительством РК начата реализация ряда мер по повышению инвестиционной привлекательности сектора ЖКХ в рамках реализации Государственной Программы инфраструктурного развития «Нурлы Жол». Программой бюджетного кредитования субъектам естественных монополий предусмотрено предоставление кредитов на реализацию проектов строительства, модернизации и реконструкции систем тепло-, водоснабжения и водоотведения. В 2016 году начата реализация программы субсидирования проектов строительства, модернизации и реконструкции систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, реализация которых осуществляется с привлечением займов финансовых институтов, в том числе МФО и казахстанских банков второго уровня.

Однако, учитывая сохраняющиеся проблемы недостаточность инвестиций для масштабной модернизации сектора и несовершенства менеджмента на коммунальных предприятиях ЖКХ, основной задачей сегодняшнего дня является привлечение внебюджетных инвестиций и внедрение ГЧП.


 ГЧП

лого гчп.jpg

Государственно-частное партнерство - форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам, определенным Законом РК «О государственно-частном партнерстве».

 Базовые признаки ГЧП:

1. Построение отношений государственного партнера и частного партнера путем заключения договора государственно-частного партнерства;

2.  Среднесрочный или долгосрочный срок реализации проекта государственно-частного партнерства (от трех до тридцати лет в зависимости от особенностей проекта государственно-частного партнерства);

3.   Совместное участие государственного партнера и частного партнера в реализации проекта государственно-частного партнерства;

4. Объединение ресурсов государственного партнера и частного партнера для реализации проекта государственно-частного партнерства.

 

Основной целью государственно-частного партнерства является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта государства и бизнеса, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг.

В целом, это сотрудничество – система среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между государством и частным сектором для предоставления частным сектором от имени государства общественно-значимых услуг по проектированию, финансированию, строительству, реконструкции, реабилитации, эксплуатации или обслуживания объектов.

 

Основными условиями ГЧП являются:

·         Конкурсность;

·         Прозрачность;

·         Гарантии;

·         Возмездность.

·           Определение критериев достижения результативности по объекту ГЧП государственным сектором.

 

Базовыми признаками государственно-частного партнерства являются:

·         Среднесрочные или долгосрочные взаимоотношения;

·         Стороны в ГЧП представлены государством и частным сектором;

·         Взаимодействия сторон в ГЧП оформлены в соответствующих договорах;

·         Взаимовыгодное распределение рисков, выгод, прав и обязанностей между партнерами;

 

Возможности, предоставляемые ГЧП

Государственно-частное партнерство, получив большое распространение в мире, зарекомендовало себя как один из возможных и эффективных механизмов по привлечению субъектов частного предпринимательства к реализации общественно значимых проектов.

Для сектора ЖКХ можно определить следующее понятие ГЧП: государственно-частное партнерство — это совокупность среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между государственным и частным сектором по предоставлению общественно-значимых работ и/или услуг по проектированию; финансированию; строительству; реконструкции; реабилитации; эксплуатации; обслуживанию объектов ЖКХ на условиях соблюдения основных принципов ГЧП.

В соответствии с Законодательством РК выделяют две формы государственно-частного партнерства: институциональное и контрактное.

        Институциональное ГЧП - создание компании ГЧП в виде ТОО или АО с участием государства и частного партнера для реализации проекта ГЧП.

        Контрактное ГЧП - заключение договора концессии, доверительного управления, аренды, лизинга и др.

 

Планируемые работы по внедрению ГЧП в ЖКХ

Как показывает международный опыт, в ЖКХ частные инвестиции привлекаются, в основном, посредством ГЧП, так как позволяют соблюсти баланс интересов государства, частного инвестора и конечного потребителя товаров, работ и услуг – населения.

При этом наиболее привлекательными секторами для реализации проектов посредством механизмов ГЧП являются сектор водоснабжения и водоотведения.

В этой связи в настоящее время поставлена задача формирования и подготовки перечня пилотных проектов ГЧП в секторе ЖКХ, в который планируется включить, в том числе, бюджетные инвестиционные проекты в данном секторе, не поддержанные Республиканской бюджетной комиссией в течение 2016-2017 годов.

В настоящее время созданы все необходимые правовые основы для внедрения ГЧП в секторе ЖКХ. Приняты Законы РК «О государственно-частном партнерстве» и «О концессиях», утверждены Приказом МНЭ РК Правила «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства» от 25.11.15 года №725.

Внесены необходимые изменения в Законодательство РК, а именно по Перечню стратегических объектов, утвержденных Президентом РК и Перечню стратегических объектов, не подлежащих передаче в концессию, сделаны исключения для водоканалов, в результате чего разрешена передача их в аренду, доверительное управление и концессию. Внесены соответствующие изменения и в Водный Кодекс РК.

 

В целях планирования, подготовки, структурирования и реализации проектов ГЧП в регионах работают региональные центры ГЧП, определенные акиматами как центр сопровождения проектов ГЧП (Региональные центры ГЧП, СПК, ТОО и т.д.)        

Применение механизмов взаимодействия ГЧП дает бесспорный эффект как для государства, так и для развития бизнеса:

-МИО получает возможность реализовать необходимый для региона проект (например, строительство КОСа) без привлечения или с частичным привлечением бюджетных средств;

-в сектор привлекаются дополнительные инвестиции;

-на предприятиях ЖКХ внедряется корпоративное управление, выполняющее комплекс мер по снижению затрат, обеспечению собираемости тарифов и налаживанию комплексного учета;

- в сектор привлекаются высококвалифицированные кадры;

-внедряются энергоэффективные технологии;

-для частного сектора открываются новые инвестиционные возможности и, соответственно, новые источники доходов, возможность участия в крупных проектах.

ГЧП предполагает использование ресурсного и интеллектуального потенциала частного сектора в сферах традиционной ответственности государства.

Законом ГЧП предусмотрено большое многообразие видов и форм ГЧП. Учитывая потребности сектора, при выборе оптимальных форм ГЧП необходимо руководствоваться обеспечением привлечения инвестиций и совершенствования системы управления с определением таких индикаторов достижения эффекта, как обеспечение качества и объема услуг, снижение дебиторской задолженности, технологических потерь, аварийности и т.д.

 

Алгоритм реализации местных проектов ГЧП в секторе ЖКХ

(Приказ МНЭ РК «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства» от 25.11.15 года №725)

 

МЕРОПРИЯТИЕ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ОРГАН

ФОРМА ЗАВЕРШЕНИЯ

1

Решение о реализации проекта ГЧП

МИО

Приказ акима (зам.акима)

2

Концепция проекта ГЧП

2.1

Разработка концепции проекта ГЧП

МИО, Управление энергетики и ЖКХ

Проект концепции

2.2

Экспертное заключение концепции проекта ГЧП

НПП «Атамекен»

Экспертное заключение

2.3

Согласование концепции проекта ГЧП

ДКРЕМЗК

Письмо-согласование

2.4

Отраслевая экспертиза концепции

МИО, Управление энергетики и ЖКХ

Заключение экспертизы

2.5

Экспертиза концепции проекта ГЧП

Уполномоченное юридическое лицо

Заключение экспертизы

МИО, Управление экономики и бюдж. планирования

Письмо-согласование

2.6

Утверждение концепции проекта ГЧП

МИО

Приказ акима (зам.акима)

3

Конкурсная документация

3.1

Разработка конкурсной документации

МИО, Управление энергетики и ЖКХ

Проект КД

3.2

Согласование конкурсной документации

Управление финансов, ДКРЕМЗК

Письмо-согласование

3.3

Экспертиза конкурсной документации

Уполномоченное юридическое лицо

Заключение экспертизы

МИО, Управление экономики и бюдж .планирования

Письмо-согласование

3.4

Рассмотрение бюджетной комиссией (в случаях планирования мер господдержки)

МИО, Управление энергетики и ЖКХ

Протокол бюджетной комиссией

3.5

Утверждение конкурсной документации.

МИО

Приказ акима (зам.акима)

4

Включение проекта в перечень проектов ГЧП.

МИО, Управление энергетики и ЖКХ

Приказ акима (зам.акима)

5

Организация конкурса по определению частного партнера в соответствии с Законом о ГЧП

МИО, Управление энергетики и ЖКХ

Конкурс (протокол, решение)

6

Договор ГЧП

6.1

Экспертиза проекта договора ГЧП

Уполномоченное юридическое лицо

Заключение экспертизы

МИО, Управление экономики и бюдж. планирования

Письмо-согласование

6.2

Согласование проекта договора ГЧП

ДКРЕМЗК

Письмо-согласование


Программа Субсидирование

С 2016 года АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» выполняет функции Оператора по субсидированию проектов модернизации, реконструкции и строительства систем тепло-, водоснабжения и водоотведения субъектов естественных монополий в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 1030.

Основной целью выделения государственных субсидий является поддержка субъектов естественных монополий (далее – СЕМ) в сфере ЖКХ, привлекающих займы финансовых институтов для реализации проектов строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения, водоотведения, осуществляемых в целях снижения износа сетей, улучшения качества предоставляемых услуг, путем прямого софинансирования части стоимости проектов, и, как следствие, снижение их влияния на тариф и обеспечение доступности коммунальных услуг для населения.

Субсидия – невозвратный платеж из республиканского бюджета, предоставляемый юридическому лицу, заключившему соглашение с Финансовым институтом на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения

 

Основные условия Программы субсидирования:

 

·        Субсидирование до 50% стоимости инвестиционного проекта, реализуемого за счет привлечения займа Финансового института (ЕБРР, АБР, БВУ);

·        Субсидии выдаются из Национального Фонда РК;

·        Субсидия предоставляется на оплату технического сопровождения и капиталоемких расходов получателя субсидии;

·     Для включения в предварительный перечень проектов, получателю субсидии необходимо предоставить письмо-намерение от Финансового института о возможности предоставления кредита на реализацию проекта

·     После утверждения Рабочей группой предварительного перечня проектов, получателю субсидии необходимо подать заявку на получение субсидий Администратору бюджетной программы (КДС МИР РК) в соответствии с Правилами субсидирования строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 14 октября 2015 года № 665.