“Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Казахстан”

Общереспубликанский информационно-аналитический Портал

img img img

Мероприятия:

  • «ТКШ ҚазОрталығы» АҚ қызметкерлері Республиканың өңірлерінде көшпелі кеңестерді өткізеді
  • Телефон горячей линии по вопросам ЖКХ 8-8000-8000-12. Звонок бесплатный
  • Общереспубликанский информационно-аналитический Портал ЖКХ Республики Казахстан

Title

АО "Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ" запустил бесплатную горячую линию для населения. Сотрудники Колл-Центра дадут разъяснения механизмов, схемы финансирования и организации ремонта МЖД на основе возвратного механизма в рамках Программы развития регионов до 2020 года, организации работ с собственниками помещений (квартир), регистрации объектов кондоминиума, разъяснения внесенных изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях», разъяснения спорных вопросов по оплате и начислению коммунальных платежей и эксплуатационных расходов, а также по вопросам ГЧП в ЖКХ.

Телефон горячей линии 8-8000-8000-12, звонок по Казахстану бесплатный.


Часто задаваемые вопросы в области ГЧП в ЖКХ

 

Вопрос: Какими законами необходимо руководствоваться при внедрении ГЧП в ЖКХ?

Ответ: В настоящее время создана необходимая законодательная база для внедрения ГЧП во всех отраслях экономики в том числе ЖКХ:

Закон РК «О государственно-частном партнерстве» от 31.10.15 г. №379-V;

Закон РК «О концессиях» от 7.07.06 г. №167;

Приказ МНЭ РК «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов ГЧП» (Правила) от 25.11.15 г. №725.

1)                Вопрос: Могут ли государственные водохозяйственные объекты, обеспечивающие водоснабжение городов, быть приватизированы?

Ответ: В соответствии со ст.25 Водного кодекса РК: «Водозаборные сооружения, насосные станции, водопроводные очистные сооружения, обеспечивающие водоснабжение городов, имеют особое стратегическое значение, находятся в государственной собственности, не подлежат отчуждению и могут быть переданы в аренду и доверительное управление.

3)      Вопрос: Какие есть виды ГЧП?

Ответ: Есть два вида ГЧП, институциональное и контрактное.

4)                Вопрос: Какая разница между институциональным и контрактным видом ГЧП?

Ответ: Институциональное ГЧП - создание компании ГЧП в виде ТОО или АО с участием государства и частного партнера для реализации проекта ГЧП, контрактное ГЧП - заключение договора концессии, доверительного управления, аренды, лизинга и др.

5)                Вопрос: На какой срок может быть заключен Договор ГЧП?

Ответ: В соответствии с Законодательством РК договор ГЧП может быть заключен сроком от 3 до 30 лет.

6)              Вопрос: Какие формы ГЧП наиболее перспективны в секторе ЖКХ?

Ответ: Законом ГЧП предусмотрено большое многообразие форм ГЧП. Учитывая потребности сектора, при выборе оптимальных форм ГЧП необходимо руководствоваться обеспечением привлечения инвестиций и совершенствования системы управления с определением таких индикаторов достижения эффекта, как обеспечение качества и объема услуг, снижение дебиторской задолженности, технологических потерь, аварийности и т.д. В настоящее время наиболее перспективными формами ГЧП в секторе ЖКХ являются доверительное управление, аренда, концессия, лизинг и т.д.

7)                Вопрос: Существует ли в отрасли ЖКХ опыт реализации проекта ГЧП? Хотелось бы узнать об опыте частного менеджмента в ЖКХ в Казахстане?

Ответ: В настоящее время поставлена задача внедрения ГЧП в сектор ЖКХ. При этом, в различных регионах страны процесс привлечения внебюджетных инвестиций и частного менеджмента в сектор ЖКХ уже начался.

 

1. Примером успешного частного менеджмента является ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг», осуществляющее водоснабжение и водоотведение в г. Шымкент является. Начиная с 2009 года сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития по привлечению инвестиций на реконструкцию и модернизацию системы водоснабжения и водоотведения. В результате деятельности предприятия были достигнуты следующие результаты:

·        Общая сумма инвестиций – 19 млрд. тенге (в т.ч. 9 млрд. тенге займы ЕБРР);

·        Снижение удельной нормы расхода электроэнергии с 0,87 до 0,09 квт/м.куб;

·        Снижение нормативно-технических потерь с 33,9% до 16,78%;

·        Снижение степени износа водопровода от 64% до 38,3% и канализации от 72% до 53,1%;

·        Снижение степени износа водопровода с 64% до 38,3% и канализации с 72% до 53,1%;

·        Модернизация очистных сооружений и установка станции обработки биогаза

·        Охват приборами учёта с 5,2% в 1996 году до 100% в 2016 году (в результате доход вырос на 15%, коммерческие потери снизились с 30% до 3-5%).  

В 2016 году ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» за высокие достижения в управлении бизнесом, получила награду «TheBIZZ-2016» и Сертификат Международного Бизнес-Лидера от Всемирной конфедерации Бизнеса (США).

2.Ряд водоканалов передан в доверительное управление  -  ТОО «Батыс су арнасы» г. Уральск, КГП «Горводоканал» г. Экибастуз.  В результате доверительного управления КГП «Горводоканал» г. Экибастуз с 2007 года достигнуты следующие показатели:

·        Погашена кредиторская задолженность, в размере 1,5 млрд.тенге, в т.ч. задолженность по заработной плате.

·        Достигнуто снижение сверхнормативных потерь с 20% до 4%.

·        Достигнуто снижение аварийности в три раза

·        Оптимизирована кадровая политика и система закупок.

 

3.Интересен опыт КГП «Атырау Су Арнасы» по приобретению и внедрению энергосберегающих технологий на условиях лизинга: 282 энергосберегающих насосных агрегата и 432 групповых приборов учета воды на общую сумму 1,5 млрд.тенге. Это позволило достичь экономию электроэнергии  за счет замены  насосов и оборудования в размере 414 млн.тенге и дало возможность привлечения новых инвестиций.

4.КГП «Балхаш Су» планирует проект ГЧП - концессию для реализации проекта «Строительство водозаборных и  очистных сооружений в поселке Саяк г. Балхаш». В рамках проекта предусмотрено проектирование, строительство и передача объекта  в государственную собственность (посредством передачи на баланс КГП «Балхаш Су») с оказанием технического обслуживания объекта в период эксплуатации частным партнером.

В течение 2,5 лет после строительства объекта ГЧП гос.партнер обеспечивает:

·        компенсацию инвестиционных затрат частного партнера в размере 100%;

·        компенсацию операционных затрат частного партнера в размере 100%;

·        плату за доступность.

 

8)    Вопрос: Предусматривает ли механизм ГЧП какую-либо государственную поддержку?

Ответ: В соответствии с действующим законодательством РК проекты ГЧП делятся на 2 уровня: республиканские и местные. Учитывая, что субъектами коммунальной инфраструктуры являются МИО, все проекты в секторе ЖКХ являются местными и предполагают поддержку из местного бюджета.

В соответствии со статьей 13 Закона РК «О Концессиях» от 7.07.06 г. №167 проект, предусматривающий создание, строительство, реконструкцию объекта ГЧП, стоимостью свыше 4 000 000 МРП переходят в разряд республиканских проектов и, соответственно, предполагает поддержку из республиканского бюджета.

9)    Вопрос: Как осуществляется возмещение затрат частного инвестора при механизме ГЧП?

10)  Ответ: В соответствию со статьей 9 Закона РК «О государственно-частном партнерстве» источниками возмещения затрат частного партнера является:

1.     Тарифы;

2.     Субсидии от государства;

3.     Компенсация инвестиционных затрат;

4.     Компенсация операционных затрат;

5.     Вознаграждение за осуществление управления объектом ГЧП, находящимся в государственной собственности, а также арендная плата за пользование объектом ГЧП;

6.     Плата за доступность.