“Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Казахстан”

Общереспубликанский информационно-аналитический Портал

img img img

Мероприятия:

  • Телефон горячей линии по вопросам ЖКХ 8-8000-8000-12. Звонок бесплатный
  • Общереспубликанский информационно-аналитический Портал ЖКХ Республики Казахстан

Новости ЖКХ

16.01.2019

Экономия средств от установки общедомовых приборов учета тепла составляет 30-40% — КазЦентр ЖКХ

В ходе интервью на площадке официального ресурса PrimeMinister.kz председатель правления АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» Нурсултан Джиенбаев рассказал о планируемой цифровизации инфраструктурно-жилищного комплекса и преимуществах ее внедрения.

По словам Н. Джиенбаева, АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» на протяжении последнего года ведет активную работу по поиску и привлечению компаний, которые предлагают инновационные технологии для коммунальных предприятий Казахстана.

Как известно, на сегодняшний день в Казахстане есть большая проблема по износу инженерных сетей, что влечет за собой высокие потери тепла и как следствие повышение оплаты коммунальных услуг населением. Проще говоря, потребитель оплачивает не только за фактически потребленное тепло, но и за потери тепла при его транспортировке. Сегодня современные технологии по продлению срока службы трубопроводов практически не применяются, проблема решается дорогостоящей заменой труб. Поэтому инвестиционные программы субъектов естественных монополий влекут повышение действующих тарифов.

Для решения данной проблемы АО «КазЦентр ЖКХ» проводит работу по подбору оптимальных современных технологий, которые проходят апробацию в нескольких пилотных городах Казахстана. Данные технологии представляют собой высокотехнологичное оборудование, которое позволяет продлить жизненный цикл труб.

Например, в Кызылорде на участке 10 км установлено оборудование немецкой компаний «Мерус», которое позволило снизить содержание железа на 86%. Это очень много. Грубо говоря, если жизненный цикл новой трубы в нормальной среде составляет 30 лет, то у нас из-за агрессивной среды этот цикл сокращается до 10 лет. Таким образом, используя оборудование, которое снижает содержание железа в воде, можно гарантировать срок службы трубы в 30, а может даже и 50 лет.

При этом происходит огромная экономия средств ввиду снижения инвестиционной потребности субъектов естественных монополий на реализацию проектов по модернизации и реконструкции инженерных сетей. Тем самым можно говорить и о возможном снижении самих тарифов на услуги данных субъектов.

Как сообщил Нурсултан Джиенбаев, в КазЦентре ЖКХ сейчас достаточно большой пул зарубежных технологий, которые проходят апробацию. Это не только технологии немецкой компании «Мерус», есть также технологии от канадских, японских и других компаний, которые в виде пилотных проектов внедряются в городах Астана, Алматы, Кызылорда, Атырау, Актобе, Лисаковск. В дальнейшем успешный опыт будет масштабирован на всю страну, возможна даже локализация производства высокотехнологичного оборудования на территории РК.

Также Н. Джиенбаев выразил уверенность в том, что в течение трех лет уровень приборизации страны достигнет 100%.

Стоит отметить, что существует несколько этапов приборизации. Первый — сами приборы учета, второй — автоматические тепловые пункты. При установке общедомовых приборов учета экономия жителя может достигать от 30% до 40% в зависимости от региона.

«Для чека это очень ощутимо. Если вы платили 7500 тг, вы будете платить на 2700 тг меньше. Это очень хороший показатель. Но если комплексно подходить и ставить еще и автоматические тепловые пункты (прим. — пункт, который имеет датчики на улице и внутри дома. В зависимости от температуры воздуха на улице, он начинает регулировать температуру подачи тепла дома), то будет идти серьезная экономия потребления гигакалорий», — сказал Н. Джиенбаев.

Анализ показывает, что в среднем по стране при установке общедомовых приборов учета тепла без установки автоматического теплового пункта, оплата за тепло двухкомнатной квартиры площадью 60 м2 снизится на 36% или в среднем на 2720 тенге. В масштабах всей страны эта экономия в денежном выражении может достигнуть 32,5 млрд тг в год.

Второй пример, это — экономия после установки общедомового прибора учета тепла и автоматического теплового пункта на примере квартиры площадью 29,8 м2 в г. Актобе. Как видно из квитанции, в октябре 2017 года сумма за отопление составила 3 547 тг. После установки приборов учета тепла и автоматического теплового пункта в октябре 2018 года сумма за отопление составила 466 тг, т. е. экономия — 3081 тг (86,8 %).

Как отметил Н. Джиенбаев, для полномасштабного внедрения общедомовых приборов учета тепла и автоматических тепловых пунктов ведется работа по привлечению инвестиций и средств банков второго уровня.

«Наша задача сейчас – привлечь средства. Мы сейчас активно работаем с Европейским банком реконструкции и развития для того, чтобы эту программу запустить и население почувствовало эту экономию», — сказал он.

Кроме того, председатель правления отметил, что казахстанские разработчики готовы принять участие в программе приборизации.

Также определенная работа будет проводиться с населением.

«Люди видят, что реальная экономия есть. Это не экономия в 50-100 тг, эта экономия исчисляется тысячами. Я думаю, мы отдельно будем беседовать с населением», — отметил Н. Джиенбаев.

В завершение председатель правления АО «КазЦентр ЖКХ» подчеркнул, что все меры по модернизации сферы будут основаны только на новых технологиях.

«Мы не будем заниматься латанием дыр, мы будем внедрять новые технологии, которые эффективнее и гораздо дешевле нежели просто произвести ремонт или поменять оборудование. Задача стоит до конца 2022 г. полностью приборизировать страну. Я думаю, можно сделать это и быстрее. Все будет зависеть от того, как мы сработаемся в финансовой части с зарубежными банками, банками второго уровня, с нашим государственными органами», — заключил Н. Джиенбаев.

В целом на сегодняшний день АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» принимает комплекс мер для развития и модернизации сферы. Сфера ЖКХ условно делится на несколько сегментов. Можно сказать, что каждый из этих сегментов проблемный, начиная от качества услуг, которые предоставляют жителям субъекты естественных монополий, заканчивая КСК, управляющими компаниями. Сегодня всего 3% населения положительно отзываются о работе КСК, в котором обслуживаются. В числе принимаемых мер — существенное внесение изменений в закон о жилищных отношениях, создание объединений собственников имущества (ОСИ), повышение требований к управляющим компаниям, полномасштабная приборизация страны, создание Единой информационной интеллектуальной системы под рабочим названием Е-Shanyraq, разработка программы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов с синергетическим эффектом для МСБ.

Возврат к списку