SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition) представляет собой программный пакет, предназначенный для выполнения функций сбора, обработки, отображения и архивирования данных об объекте мониторинга и управления в реальном времени.
В целом, автоматизация позволит оптимизировать будущие затраты водоканала, а также государственного бюджета на строительство и реконструкцию системы водоснабжения и водоотведения за счет построения оптимальных моделей развития инфраструктуры (расчет мощности проектов по фактической потребности).
В соответствии пунктом 4.19 Плана по реализации Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № 736, АО «Казахстанским центром модернизации и развития ЖКХ» проводится работа с регионами с целью внедрения системы SCADA повсеместно по всей Республике. Вместе с тем в соответствии с поручением Главы государства от 7 февраля 2024 года нужно внедрить систему учета ресурсов и передачи данных в режиме онлайн. Субъектам естественных монополий необходимо разрешить закладывать в тариф определенную норму прибыли. Принципиальное значение имеет эффективный контроль, который можно обеспечить только за счет полной цифровизации всех процессов в этой сфере.
АО «Казахстанским центром модернизации и развития ЖКХ» разработано типовое техническое задание (скачать) по реализации проекта SCADA и направлено в местные исполнительные органы с целью дальнейшей реализации.
Потенциальные партнеры по реализации проекта:
№ | Область | Город |
Действующая производительность, м3/сут |
Проектная производительность, м3/сут |
Вид строительства |
Планируемые срокиреализации проекта |
ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ | ||||||
1 | Атырауская | Атырау (правый берег) | 70 000 + 31 000 | 31 000 | Реконструкция | 2021-2025 |
2 | Кызылординская | Кызылорда | 6 400 + 70 000 | 44 000 | Реконструкция | 2022-2024 |
3 | Мангистауская | Форт-Шевченко | 400 | 1 000 | Реконструкция | 2022-2024 |
4 | Мангистауская | Актау | 42 300 + 30 000 | 40 000 | Строительство | 2023-2024 |
5 | Туркестанская | Ленгер | 573 + 266 | 3 500 | Строительство | 2022-2024 |
6 | Туркестанская | Сарыагаш | КОСа нет | 3 400 | Строительство | 2022-2024 |
7 | Улытауская | Каражал | КОСа нет | 613 | Строительство | 2023-2024 |
8 | Шымкент | Шымкент | 150 000 | 50 000 | Расширение | 2023-2024 |
9 | Астана | Астана | 254 000 | 188 000 | Строительство | 2023-2026 |
10 | Абайская | Курчатов | 30 000 | 5 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
11 | Абайская | Шар | КОСа нет | 2 000 | Строительство | 2025-2027 |
12 | Акмолинская | Косшы | 10 000 | 10 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
13 | Акмолинская | Есиль | КОСа нет | 2 000 | Строительство | 2024-2026 |
14 | Акмолинская | Степняк | КОСа нет | 620 | Строительство | 2024-2026 |
15 | Акмолинская | Ерейментау | КОСа нет | 2 000 | Строительство | 2025-2027 |
16 | Акмолинская | Макинск | КОСа нет | 3 000 | Строительство | 2025-2027 |
17 | Акмолинская | Акколь | КОСа нет | 3 000 | Строительство | 2025-2027 |
18 | Актюбинская | Хромтау | КОСа нет | 5 000 | Строительство | 2024-2026 |
19 | Актюбинская | Кандыагаш | 3 000 + 6 000 | 2 000 | Реконструкция | 2025-2027 |
20 | Актюбинская | Темир | КОСа нет | 2 000 | Строительство | 2025-2027 |
21 | Актюбинская | Шалкар | КОСа нет | 3 600 | Строительство | 2025-2027 |
22 | ВКО | Алтай | 28 000 | 12 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
23 | ВКО | Серебрянск | 15 000 | 500 | Реконструкция | 2025-2027 |
24 | Жамбылская | Шу | КОСа нет | 4 000 | Строительство | 2025-2027 |
25 | Жетысуская | Текели | 11 500 | 6 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
26 | Жетысуская | Уштобе | КОСа нет | 2 000 | Строительство | 2025-2027 |
27 | Карагандинская | Каркаралинск | КОСа нет | 1 500 | Строительство | 2025-2027 |
28 | Костанайская | Житикара | 20 000 | 8 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
29 | Костанайская | Аркалык | 26 000 | 6 000 | Строительство | 2024-2026 |
30 | Кызылординская | Аральск | КОСа нет | 2 000 | Строительство | 2025-2027 |
31 | Кызылординская | Казалинск | КОСа нет | 2 000 | Строительство | 2025-2027 |
32 | СКО | Сергеевка | КОСа нет | 2 000 | Строительство | 2024-2026 |
33 | СКО | Булаево | КОСа нет | 2 000 | Строительство | 2024-2026 |
34 | СКО | Тайынша | КОСа нет | 2 000 | Строительство | 2024-2026 |
35 | СКО | Мамлютка | КОСа нет | 2 000 | Строительство | 2024-2026 |
36 | СКО | Петропавловск | 82 000 | 35 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
36 | ИТОГО | - | 488 733 | |||
ЗА СЧЕТ ЗАЙМОВ ЕБРР | ||||||
1 | Актюбинская | Актобе | 103 000 | 100 000 | Строительство | 2024-2026 |
2 | ВКО | Риддер | 34 000 | 25 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
3 | Жамбылская | Тараз | КОСа нет | 100 000 | Строительство | 2024-2026 |
4 | Карагандинская | Караганда | 232 000 | 100 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
4 | ИТОГО | - | 325 000 | |||
ЗА СЧЕТ ЗАЙМОВ АБР | ||||||
1 | Акмолинская | Степногорск | 16 000 | 16 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
2 | Карагандинская | Балхаш | КОСа нет | 21 550 | Строительство | 2024-2026 |
3 | Улытауская | Жезказган | 45 000 | 47 285 | Реконструкция | 2024-2026 |
4 | Улытауская | Сатпаев | 33 000 | 33 020 | Реконструкция | 2024-2026 |
4 | ИТОГО | - | 117 855 | |||
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО | ||||||
1 | Алматинская | Конаев | 25 400 | 25 000 | Строительство | 2024-2026 |
1 | ИТОГО | - | 25 000 | |||
ЗА СЧЕТ ВЫПУСКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ | ||||||
1 | Абайская | Семей | 94 400 | 67 500 | Реконструкция | 2024-2026 |
2 | Абайская | Аягоз | КОСа нет | 7 000 | Строительство | 2024-2026 |
3 | Акмолинская | Кокшетау | 32 000 | 50 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
4 | Акмолинская | Атбасар | КОСа нет | 4 710 | Строительство | 2024-2026 |
5 | Акмолинская | Щучинск | 17 000 | 10 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
6 | Алматинская | Есик | 6 200 | 4 600 | Реконструкция | 2024-2026 |
7 | Алматы | Алматы | 640 000 | 640 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
8 | Атырауская | Кульсары | КОСа нет | 10 000 | Строительство | 2024-2026 |
9 | ВКО | Усть-Каменогорск | 112 000 | 112 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
10 | Жамбылская | Жанатас | 9 000 | 9 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
11 | Жамбылская | Каратау | КОСа нет | 13 140 | Строительство | 2024-2026 |
12 | ЗКО | Уральск | 50 000 | 50 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
13 | ЗКО | Аксай | 8 400 | 6 000 | Строительство | 2024-2026 |
14 | Карагандинская | Шахтинск | 55 000 | 9 157 | Реконструкция | 2024-2026 |
15 | Карагандинская | Сарань | 15 000 | 3 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
16 | Костанайская | Костанай | КОСа нет | 48 000 | Строительство | 2024-2026 |
17 | Костанайская | Рудный | 54 000 | 30 900 | Реконструкция | 2024-2026 |
18 | Костанайская | Лисаковск | 16 000 | 12 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
19 | Мангистауская | Жанаозен | 10 750 | 25 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
20 | Павлодарская | Экибастуз | 58 200 | 58 200 | Реконструкция | 2024-2026 |
21 | Павлодарская | Аксу | 37 000 | 37 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
22 | Павлодарская | Павлодар | 200 000 | 183 000 | Реконструкция | 2024-2026 |
23 | Туркестанская | Туркестан | 20 000 | 75 000 | Строительство | 2024-2026 |
24 | Туркестанская | Кентау | 14 500 | 8 500 | Реконструкция | 2024-2026 |
24 | ИТОГО | - | 1 473 707 | |||
69 | ОБЩИЙ ИТОГ | 2 430 295 |
В настоящий момент в АО «Казцентр ЖКХ» ведется перечень инновационных, ресурсо-энергосберегающих, антикоррозионных технологий, внедряемых в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан. Использовать решения, предложенные в перечне, смогут не только специалисты сферы ЖКХ, у базы данных широкая область применения. Это свод готовых эффективных решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Напомним, что Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК ведется формирование и наполнение Единого государственного реестра новых технологий в строительстве, где собраны передовые технологии ведущих отечественных и международных компаний. В свою очередь, АО «Казцентр ЖКХ» сопровождает внесение новых технологий в Реестр и в настоящее время несколько передовых технологий связанных с энергосберегающими теплоизоляционными материалами, водоподготовкой и промывкой инженерных сетей включены в Реестр. Процедура включения технологий в Реестр проводится на основе международного опыта и предполагает их всестороннюю экспертизу на соответствие отраслевым стандартам, проводится оценка предложений экспертами АО «Казцентр ЖКХ», КДС ЖКХ и АО «КазНИИСА» согласно Правилам включения новых технологий в государственный реестр.
К примеру, одной из таких технологий являются вакуумные теплоизоляционные панели «SAVENERGY», относящиеся к направлению энергосберегающих ограждающих конструкций в ЖКХ. Задача создания высокоэффективных теплоизоляционных систем является актуальной, так как исследования показывают, что при современной конструкции зданий около 40% тепловых потерь приходится на стены. Разработанные вакуумные панели основаны на применении вакуума с использованием мелкопористых материалов, что обеспечивает высокую теплоизоляцию, превышающую традиционные утеплители, к тому же материалы панелей не горючи.
Еще одной технологией в строительстве и сфере ЖКХ является производство жидких керамических теплоизоляционных покрытий серии "Броня" они высокоэффективны в тепловой защите фасадов зданий, крыш, внутренних стен, откосов окон, трубопроводов горячего и холодного водоснабжения, воздуховодов для систем кондиционирования и т. п. Используется для исключения конденсата на трубах холодного водоснабжения и снижения теплопотерь в системах отопления. Слой покрытия толщиной в 1 мм обеспечивает те же изоляционные свойства, что и 50 мм рулонной изоляции (теплопроводность 0,001 Вт/м2•0С). Технология включена в Реестр.
Известно, что после 10 лет использования трубопроводы отопительных систем зарастают отложениями более чем на 50%. По существующей статистике толщина отложений в 1 мм увеличивает расход топлива на поддержание установленной температуры на 14%. В связи с чем возникает необходимость промывки систем отопления от отложений. Решать задачи очистки труб призваны технологии импульсной гидропневматической промывки «Буча» и «Гидроклин», которые также после подробного анализа были включены в Реестр.
Работа по системному развитию новых технологий в АО «Казцентр ЖКХ» ведется и будет продолжена в целях содействия развитию жилищно-коммунального сектора в Республике Казахстан. По вопросам содействия развития технологий в сфере ЖКХ просьба обращаться по телефону 8 7172 – 999-449 (вн. 12-48), либо по адресу b.salimov@zhkh.kz.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 сентября 2015 года № 740 акционерное общество «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» определено организацией по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса РК, акционерное общество «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» является Поверенным (агентом), которое на основе договора поручения совершает от имени и за счет кредитора (доверителя) или администратора бюджетной программы соответствующие действия.
Кроме того, согласно Государственной программе инфраструктурного развития «Нурлы-жол» на 2015 - 2019 годы и Государственной программой инфраструктурного развития «Нұрлы жер» на 2020 - 2025 годы, утверждённых постановлением Правительства РК от 30 июля 2018 года №470 и от 31 декабря 2019 года № 1054, соответственно, Общество исполняет функции Поверенного (агента) по механизму бюджетного кредитования и Оператора по механизму субсидирование.
В рамках реализации Государственных программ, приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 июля 2015 года № 495, утверждены Правила кредитования строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения (далее – Правила кредитования) согласно которым бюджетные кредиты на проекты предоставляются на 20 лет со ставкой вознаграждения в размере 0,01% и льготным периодом не превышающий 1/3 от срока кредитования для местных исполнительных органов и субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения. А также правил субсидирования строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 14 октября 2015 года № 665, субсидирование осуществляется в качестве экономического стимулирования развития отрасли жилищно – коммунального хозяйства посредством государственного регулирования и государственной поддержки посредством выделения невозвратных и безвозмездных средств из государственного бюджета Основной целью выделения государственных субсидий является сдерживание роста тарифов и обеспечение доступности коммунальных услуг для населения и необходимым условием субсидирования является совместное финансирование инвестиционных проектов с Финансовыми институтами.
Согласно Правилам субсидирования, субсидия выдается на условиях совместного финансирования инвестиционных проектов с Финансовыми институтами. Объем субсидии определяется как разница между общей стоимостью инвестиционного проекта и кредита, предоставляемого Финансовым институтом. При этом, объем субсидии не может превышать сумму кредита предоставляемого Финансовым институтом.
Поверенным (агентом)/Оператором проводиться следующая работа:
Рассмотрение предварительного перечня проводится в части социально-экономической значимости, в том числе улучшения количества предоставляемых услуг по тепло-, водоснабжению и водоотведению, создаваемых новых рабочих мест, снижения аварийности и потерь, снижения износа и т.д.
Рассмотрение технической спецификации (задания) по выбору поставщика на разработку проектно–сметной документации осуществляется для отбора организации соответствующей строительным нормам и стандартам для выполнения качественной проектно-сметной документации. Исключения возможности привлечения не профессиональных поставщиков и предоставления возможности для участия к конкурсе всем организациям имеющим соответствующую лицензию.
Рассмотрение производиться для выявления технических и технологических отклонений, в том числе по применению единой технической политики уполномоченного органа в сфере коммунального хозяйства и применения материалов и оборудования продукции отечественных производителей.
Заключение Поверенного (агента) состоит из проектной, технической и финансовой частей.
В проектной часть предоставляется информация по социально-экономической важности проекта, в том числе по улучшению качества предоставляемых услуг жизни населения, улучшение инфраструктуры.
Снижение таких показателей как износ, аварийность и потери, а также применения новых технологий, энергосберегающих материалов и применение материалов от отечественных товаропроизводителей рассматривается в техническая часть. А также применения соответствующих норм/стандартов и технико - технологических решений.
Финансовая часть заключения, состоит из рассмотрения финансовых документов предприятия для определения финансового состояния Потенциального Заемщика, а именно сможет ли взять на себя финансовые обязательства по кредиту и как повлияет реализация проекта на дальнейшее развитие предприятия.
Финансовый мониторинг Конечных заёмщиков проводиться на основании предоставленных финансовых документов Конечного Заемщика и включает в себя анализ из базовой и финансовой информации. Осуществляется посредством проведения вертикального и горизонтального анализа финансовой отчётности Конечного заёмщика. Мониторинг проводится путём сопоставления финансовых показателей с предыдущим периодом. По результатам которого делается вывод о состоянии финансово-хозяйственной деятельности Конечного заемщика. Контроль Поверенного агента заключается в сборе и оценке оперативных данных, характеризующих финансовое состояние субъекта, систематизация результатов и составление отчётных документов.
Поверенный (агент) занимается сводом и анализом предоставленной информации и направляет Администратору бюджетной программы. Данные отчеты отражают темпы реализации инвестиционных проектов и определяют ряды проблемы с которыми сталкиваются Конечные заемщики и МИО. В связи с чем, ежемесячные и еженедельные отчеты способствуют быстрому оповещению и решению существующих проблем для снижения риска срыва бюджетной программы.
Данное мероприятие выполняется для фиксации и проверки фактического хода реализации инвестиционных проектов. Визуальное обследование объектов подразумевает мониторинг реализации инвестиционных проектов на всех этапах строительства (реконструкция и модернизация) и обеспечивает контроль над качеством выполняемых работ и использованием строительных материалов, отслеживает ход строительства, соответствие выполняемых работ проектно-сметной документации с применением фото и видео материалов. Выполняется проверка документов на месте осмотра, рабочей исполнительной документации (комплектность учетной и разрешительной документации – сертификатов соответствия и происхождения, журналов производства работ, журналов авторского и технического надзоров, календарного графика строительства), фото/видео фиксация места производства работ, применяемых материалов, технологий и оборудования. Контроль и анализ соответствия производимых работ проектно-сметной документации, ТБ и санитарным нормам. В случае завершения строительства – выборка Акта Государственной приемочной комиссии о приемке построенного объекта в эксплуатацию.
За период 2015-2020 годы Поверенным (агентом) было рассмотрено 969 проектов на сумму 813 млрд. тенге, из которых профинансировано 388 проекта на сумму 248,7 млрд. тенге.
В целом за период с 2015 по 2020 годы построено и реконструировано 3 519 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, 29 котельных, 94 ед. других объектов.
За период 2016-2018 годы Оператором было рассмотрено 41 проект на сумму 9,5 млрд. тенге, из которых профинансировано 35 проектов на сумму 7,7 млрд. тенге.
В целом за период с 2016 по 2018 годы построено и реконструировано 57,6 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Интернет портал интерактивной карты водоснабжения содержит данные по водообеспечению сельских населенных пунктов Казахстана, в том числе количество населенных пунктов в разрезе регионов, имеющих и не имеющих доступ к централизованному водоснабжению с указанием количества жителей.
Ведутся работы по реализации информационной системы Е-шанырак, которая станет единым интеграционным центром для разрозненных систем в сфере ЖКХ в целях объединения всех субъектов ЖКХ в единой цифровой экосистеме.
Основной целью создания системы является мониторинг и анализ жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства на основе консолидированной информации с объектов информатизации в сфере ЖКХ.
Масштабное внедрение системы позволит обеспечить предоставление государственным органам и местным исполнительным органам данных по жилищному фонду (количеству многоквартирных жилых домов, их техническому состоянию, заключенным договорам, затрат по капитальному ремонту дома и др.), коммунальному хозяйству (паспорта поставщика коммунальных услуг, о лицевых счетах потребителей коммунальных услуг, по приборам учета и др.).
Функционирование системы обеспечит прозрачность управления жилищным фондом, деятельности субъектов естественных монополий и позволит осуществлять постоянный мониторинг отрасли ЖКХ за счет комплексной картины сектора и прогнозирования событий.
КазЦентр ЖКХ осуществляет финансирование установки общедомовых приборов учета тепла (ОПУТ) и воды (ОПУВ) по следующим механизмам:
За период с 2015г. по настоящее время через КазЦентр ЖКХ профинансирована установка 9 825 ОПУТ на сумму 7,2 млрд.тг. в 26 городах РК.
Согласно Государственной программе жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы предусмотрены механизмы финансирования КазЦентра ЖКХ и целевые показатели по уровню оснащенности ОПУТ и ОПУВ: