Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства
Контакт-центр:
1465
E-mail:
info@zhkh.kz
проекты жкх
Модернизация и автоматизация производственных процессов водоснабжения и водоотведения (SCADA)
Подробнее

SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition) представляет собой программный пакет, предназначенный для выполнения функций сбора, обработки, отображения и архивирования данных об объекте мониторинга и управления в реальном времени.

 

В целом, автоматизация позволит оптимизировать будущие затраты водоканала, а также государственного бюджета на строительство и реконструкцию системы водоснабжения и водоотведения за счет построения оптимальных моделей развития инфраструктуры (расчет мощности проектов по фактической потребности).

 

В соответствии пунктом 4.19 Плана по реализации Концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года № 736, АО «Казахстанским центром модернизации и развития ЖКХ» проводится работа с регионами с целью внедрения системы SCADA повсеместно по всей Республике. Вместе с тем в соответствии с поручением Главы государства от 7 февраля 2024 года нужно внедрить систему учета ресурсов и передачи данных в режиме онлайн. Субъектам естественных монополий необходимо разрешить закладывать в тариф определенную норму прибыли. Принципиальное значение имеет эффективный контроль, который можно обеспечить только за счет полной цифровизации всех процессов в этой сфере.

 

АО «Казахстанским центром модернизации и развития ЖКХ» разработано типовое техническое задание (скачать) по реализации проекта SCADA и направлено в местные исполнительные органы с целью дальнейшей реализации.

 

Потенциальные партнеры по реализации проекта:

 

проекты жкх
Предварительное распределение проектов реализации КОС по источникам финансирования и срокам реализации
Подробнее

Предварительное распределение проектов реализации КОС по источникам финансирования и срокам реализации

 

Область Город

Действующая

производительность,

м3/сут

Проектная

производительность,

м3/сут

Вид строительства

Планируемые

срокиреализации

проекта

ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ
1 Атырауская Атырау (правый берег) 70 000 + 31 000 31 000 Реконструкция 2021-2025
2 Кызылординская Кызылорда 6 400 + 70 000 44 000 Реконструкция 2022-2024
3 Мангистауская Форт-Шевченко 400 1 000 Реконструкция 2022-2024
4 Мангистауская Актау 42 300 + 30 000 40 000 Строительство 2023-2024
5 Туркестанская Ленгер 573 + 266 3 500 Строительство 2022-2024
6 Туркестанская Сарыагаш КОСа нет 3 400 Строительство 2022-2024
7 Улытауская Каражал КОСа нет 613 Строительство 2023-2024
8 Шымкент Шымкент 150 000 50 000 Расширение 2023-2024
9 Астана Астана 254 000 188 000 Строительство 2023-2026
10 Абайская  Курчатов 30 000 5 000 Реконструкция 2024-2026
11 Абайская Шар КОСа нет 2 000 Строительство 2025-2027
12 Акмолинская Косшы 10 000 10 000 Реконструкция 2024-2026
13 Акмолинская Есиль КОСа нет 2 000 Строительство 2024-2026
14 Акмолинская Степняк КОСа нет 620 Строительство 2024-2026
15 Акмолинская Ерейментау КОСа нет 2 000 Строительство 2025-2027
16 Акмолинская Макинск КОСа нет 3 000 Строительство 2025-2027
17 Акмолинская Акколь КОСа нет 3 000 Строительство 2025-2027
18 Актюбинская Хромтау КОСа нет 5 000 Строительство 2024-2026
19 Актюбинская Кандыагаш 3 000 + 6 000 2 000 Реконструкция 2025-2027
20 Актюбинская Темир КОСа нет 2 000 Строительство 2025-2027
21 Актюбинская Шалкар КОСа нет 3 600 Строительство 2025-2027
22 ВКО Алтай 28 000 12 000 Реконструкция 2024-2026
23 ВКО Серебрянск 15 000 500 Реконструкция 2025-2027
24 Жамбылская Шу КОСа нет 4 000 Строительство 2025-2027
25 Жетысуская Текели 11 500 6 000 Реконструкция 2024-2026
26 Жетысуская Уштобе КОСа нет 2 000 Строительство 2025-2027
27 Карагандинская Каркаралинск КОСа нет 1 500 Строительство 2025-2027
28 Костанайская Житикара 20 000 8 000 Реконструкция 2024-2026
29 Костанайская Аркалык 26 000 6 000 Строительство 2024-2026
30 Кызылординская Аральск КОСа нет 2 000 Строительство 2025-2027
31 Кызылординская Казалинск КОСа нет 2 000 Строительство 2025-2027
32 СКО Сергеевка КОСа нет 2 000 Строительство 2024-2026
33 СКО Булаево КОСа нет 2 000 Строительство 2024-2026
34 СКО Тайынша КОСа нет 2 000 Строительство 2024-2026
35 СКО Мамлютка КОСа нет 2 000 Строительство 2024-2026
36 СКО Петропавловск 82 000 35 000 Реконструкция 2024-2026
36 ИТОГО   - 488 733    
ЗА СЧЕТ ЗАЙМОВ ЕБРР
1 Актюбинская Актобе 103 000 100 000 Строительство 2024-2026
2 ВКО Риддер 34 000 25 000 Реконструкция 2024-2026
3 Жамбылская Тараз КОСа нет 100 000 Строительство 2024-2026
4 Карагандинская Караганда 232 000 100 000 Реконструкция 2024-2026
4 ИТОГО   - 325 000    
ЗА СЧЕТ ЗАЙМОВ АБР
1 Акмолинская Степногорск 16 000 16 000 Реконструкция 2024-2026
2 Карагандинская Балхаш КОСа нет 21 550 Строительство 2024-2026
3 Улытауская Жезказган 45 000 47 285 Реконструкция 2024-2026
4 Улытауская Сатпаев 33 000 33 020 Реконструкция 2024-2026
4 ИТОГО   - 117 855    
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
1 Алматинская Конаев 25 400 25 000 Строительство 2024-2026
1 ИТОГО   - 25 000    
ЗА СЧЕТ ВЫПУСКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
1 Абайская Семей 94 400 67 500 Реконструкция 2024-2026
2 Абайская Аягоз КОСа нет 7 000 Строительство 2024-2026
3 Акмолинская Кокшетау 32 000 50 000 Реконструкция 2024-2026
4 Акмолинская Атбасар КОСа нет 4 710 Строительство 2024-2026
5 Акмолинская Щучинск 17 000 10 000 Реконструкция 2024-2026
6 Алматинская Есик 6 200 4 600 Реконструкция 2024-2026
7 Алматы Алматы 640 000 640 000 Реконструкция 2024-2026
8 Атырауская Кульсары КОСа нет 10 000 Строительство 2024-2026
9 ВКО Усть-Каменогорск 112 000 112 000 Реконструкция 2024-2026
10 Жамбылская Жанатас 9 000 9 000 Реконструкция 2024-2026
11 Жамбылская Каратау КОСа нет 13 140 Строительство 2024-2026
12 ЗКО Уральск 50 000 50 000 Реконструкция 2024-2026
13 ЗКО Аксай 8 400 6 000 Строительство 2024-2026
14 Карагандинская Шахтинск 55 000 9 157 Реконструкция 2024-2026
15 Карагандинская Сарань 15 000 3 000 Реконструкция 2024-2026
16 Костанайская Костанай КОСа нет 48 000 Строительство 2024-2026
17 Костанайская Рудный 54 000 30 900 Реконструкция 2024-2026
18 Костанайская Лисаковск 16 000 12 000 Реконструкция 2024-2026
19 Мангистауская Жанаозен 10 750 25 000 Реконструкция 2024-2026
20 Павлодарская Экибастуз 58 200 58 200 Реконструкция 2024-2026
21 Павлодарская Аксу 37 000 37 000 Реконструкция 2024-2026
22 Павлодарская Павлодар 200 000 183 000 Реконструкция 2024-2026
23 Туркестанская Туркестан 20 000 75 000 Строительство 2024-2026
24 Туркестанская Кентау 14 500 8 500 Реконструкция 2024-2026
24 ИТОГО   - 1 473 707    
69 ОБЩИЙ ИТОГ     2 430 295    
проекты жкх
В Казахстане внедряют новые технологии по развитию жилищно-коммунального сектора
Подробнее

 

 

  В настоящий момент в АО «Казцентр ЖКХ» ведется перечень инновационных, ресурсо-энергосберегающих, антикоррозионных технологий, внедряемых в сфере жилищных отношений и   жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан. Использовать решения, предложенные в перечне, смогут не только специалисты сферы ЖКХ, у базы данных широкая область применения. Это свод готовых эффективных решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

 

Напомним, что Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК ведется формирование и наполнение Единого государственного реестра новых технологий в строительстве, где собраны передовые технологии ведущих отечественных и международных компаний. В свою очередь, АО «Казцентр ЖКХ» сопровождает внесение новых технологий в Реестр и в настоящее время несколько передовых технологий связанных с энергосберегающими теплоизоляционными материалами, водоподготовкой и промывкой инженерных сетей включены в Реестр.  Процедура включения технологий в Реестр проводится на основе международного опыта и предполагает их всестороннюю экспертизу на соответствие отраслевым стандартам, проводится оценка предложений экспертами АО «Казцентр ЖКХ», КДС ЖКХ и АО «КазНИИСА» согласно Правилам включения новых технологий в государственный реестр.

 

К примеру, одной из таких технологий являются вакуумные теплоизоляционные панели «SAVENERGY», относящиеся к направлению энергосберегающих ограждающих конструкций в ЖКХ. Задача создания высокоэффективных теплоизоляционных систем является актуальной, так как исследования показывают, что при современной конструкции зданий около 40% тепловых потерь приходится на стены. Разработанные вакуумные панели основаны на применении вакуума с использованием мелкопористых материалов, что обеспечивает высокую теплоизоляцию, превышающую традиционные утеплители, к тому же материалы панелей не горючи.

 

Еще одной технологией в строительстве и сфере ЖКХ является производство жидких керамических теплоизоляционных покрытий серии "Броня" они высокоэффективны в тепловой защите фасадов зданий, крыш, внутренних стен, откосов окон, трубопроводов горячего и холодного водоснабжения, воздуховодов для систем кондиционирования и т. п. Используется для исключения конденсата на трубах холодного водоснабжения и снижения теплопотерь в системах отопления. Слой покрытия толщиной в 1 мм обеспечивает те же изоляционные свойства, что и 50 мм рулонной изоляции (теплопроводность 0,001 Вт/м2•0С). Технология включена в Реестр. 

 

Известно, что после 10 лет использования трубопроводы отопительных систем зарастают отложениями более чем на 50%. По существующей статистике толщина отложений в 1 мм увеличивает расход топлива на поддержание установленной температуры на 14%. В связи с чем возникает необходимость промывки систем отопления от отложений. Решать задачи очистки труб призваны технологии импульсной гидропневматической промывки «Буча» и «Гидроклин», которые также после подробного анализа были включены в Реестр.

 

Работа по системному развитию новых технологий в АО «Казцентр ЖКХ» ведется и будет продолжена в целях содействия развитию жилищно-коммунального сектора в Республике Казахстан. По вопросам содействия развития технологий в сфере ЖКХ просьба обращаться по телефону 8 7172 – 999-449 (вн. 12-48), либо по адресу b.salimov@zhkh.kz.

проекты жкх
Поверенный (агент)/оператор
Подробнее

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 сентября 2015 года № 740 акционерное общество «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» определено организацией по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса РК, акционерное общество «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» является Поверенным (агентом), которое на основе договора поручения совершает от имени и за счет кредитора (доверителя) или администратора бюджетной программы соответствующие действия.

Кроме того, согласно Государственной программе инфраструктурного развития «Нурлы-жол» на 2015 - 2019 годы и Государственной программой инфраструктурного развития «Нұрлы жер» на 2020 - 2025 годы, утверждённых постановлением Правительства РК от 30 июля 2018 года №470 и от 31 декабря 2019 года № 1054, соответственно, Общество исполняет функции Поверенного (агента) по механизму бюджетного кредитования и Оператора по механизму субсидирование.

В рамках реализации Государственных программ, приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 июля 2015 года № 495, утверждены Правила кредитования строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения (далее – Правила кредитования) согласно которым бюджетные кредиты на проекты предоставляются на 20 лет со ставкой вознаграждения в размере 0,01% и льготным периодом не превышающий 1/3 от срока кредитования для местных исполнительных органов и субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения. А также правил субсидирования строительства, реконструкции и модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 14 октября 2015 года № 665, субсидирование осуществляется в качестве экономического стимулирования развития отрасли жилищно – коммунального хозяйства посредством государственного регулирования и государственной поддержки посредством выделения невозвратных и безвозмездных средств из государственного бюджета Основной целью выделения государственных субсидий является сдерживание роста тарифов и обеспечение доступности коммунальных услуг для населения и необходимым условием субсидирования является совместное финансирование инвестиционных проектов с Финансовыми институтами.

Согласно Правилам субсидирования, субсидия выдается на условиях совместного финансирования инвестиционных проектов с Финансовыми институтами. Объем субсидии определяется как разница между общей стоимостью инвестиционного проекта и кредита, предоставляемого Финансовым институтом. При этом, объем субсидии не может превышать сумму кредита предоставляемого Финансовым институтом.

 

Поверенным (агентом)/Оператором проводиться следующая работа:

  1. согласование предварительного перечня

Рассмотрение предварительного перечня проводится в части социально-экономической значимости, в том числе улучшения количества предоставляемых услуг по тепло-, водоснабжению и водоотведению, создаваемых новых рабочих мест, снижения аварийности и потерь, снижения износа и т.д.

  1. согласование технической спецификации (задания) по выбору поставщика на разработку проектно–сметной документации и на оказание услуг технического надзора.

Рассмотрение технической спецификации (задания) по выбору поставщика на разработку проектно–сметной документации осуществляется для отбора организации соответствующей строительным нормам и стандартам для выполнения качественной проектно-сметной документации. Исключения возможности привлечения не профессиональных поставщиков и предоставления возможности для участия к конкурсе всем организациям имеющим соответствующую лицензию. 

  1. согласование проектно-сметной документации до получения государственной экспертизы.

 Рассмотрение производиться для выявления технических и технологических отклонений, в том числе по применению единой технической политики уполномоченного органа в сфере коммунального хозяйства и применения материалов и оборудования продукции отечественных производителей.

  1. подготовка заключений, согласно утвержденным критериям и условиям.

Заключение Поверенного (агента) состоит из проектной, технической и финансовой частей.

В проектной часть предоставляется информация по социально-экономической важности проекта, в том числе по улучшению качества предоставляемых услуг жизни населения, улучшение инфраструктуры.

Снижение таких показателей как износ, аварийность и потери, а также применения новых технологий, энергосберегающих материалов и применение материалов от отечественных товаропроизводителей рассматривается в техническая часть. А также применения соответствующих норм/стандартов и технико - технологических решений.  

Финансовая часть заключения, состоит из рассмотрения финансовых документов предприятия для определения финансового состояния Потенциального Заемщика, а именно сможет ли взять на себя финансовые обязательства по кредиту и как повлияет реализация проекта на дальнейшее развитие предприятия.

  1.  Мониторинг финансового состояния Конечного заемщика.

Финансовый мониторинг Конечных заёмщиков проводиться на основании предоставленных финансовых документов Конечного Заемщика и включает в себя анализ из базовой и финансовой информации. Осуществляется посредством проведения вертикального и горизонтального анализа финансовой отчётности Конечного заёмщика. Мониторинг проводится путём сопоставления финансовых показателей с предыдущим периодом. По результатам которого делается вывод о состоянии финансово-хозяйственной деятельности Конечного заемщика. Контроль Поверенного агента заключается в сборе и оценке оперативных данных, характеризующих финансовое состояние субъекта, систематизация результатов и составление отчётных документов.

  1.   Сбор, обработка, свод и анализ информации о ходе реализации инвестиционного проекта и по поступлению, освоению и погашению бюджетного кредита.

Поверенный (агент) занимается сводом и анализом предоставленной информации и направляет Администратору бюджетной программы. Данные отчеты отражают темпы реализации инвестиционных проектов и определяют ряды проблемы с которыми сталкиваются Конечные заемщики и МИО. В связи с чем, ежемесячные и еженедельные отчеты способствуют быстрому оповещению и решению существующих проблем для снижения риска срыва бюджетной программы.

  1. визуальное обследование реализации инвестиционных проектов с выездом на места и использованием средств фото- и видео фиксации;

Данное мероприятие выполняется для фиксации и проверки фактического хода реализации инвестиционных проектов. Визуальное обследование объектов подразумевает мониторинг реализации инвестиционных проектов на всех этапах строительства (реконструкция и модернизация) и обеспечивает контроль над качеством выполняемых работ и использованием строительных материалов, отслеживает ход строительства, соответствие выполняемых работ проектно-сметной документации с применением фото и видео материалов. Выполняется проверка документов на месте осмотра, рабочей исполнительной документации (комплектность учетной и разрешительной документации – сертификатов соответствия и происхождения, журналов производства работ, журналов авторского и технического надзоров, календарного графика строительства), фото/видео фиксация места производства работ, применяемых материалов, технологий и оборудования. Контроль и анализ соответствия производимых работ проектно-сметной документации, ТБ и санитарным нормам. В случае завершения строительства – выборка Акта Государственной приемочной комиссии о приемке построенного объекта в эксплуатацию.

 

За период 2015-2020 годы Поверенным (агентом) было рассмотрено 969 проектов на сумму 813 млрд. тенге, из которых профинансировано 388 проекта на сумму 248,7 млрд. тенге.

В целом за период с 2015 по 2020 годы построено и реконструировано 3 519 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, 29 котельных, 94 ед. других объектов.

За период 2016-2018 годы Оператором было рассмотрено 41 проект на сумму 9,5 млрд. тенге, из которых профинансировано 35 проектов на сумму 7,7 млрд. тенге.

В целом за период с 2016 по 2018 годы построено и реконструировано 57,6 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения.

 

 

 

 

проекты жкх
Интерактивная карта объектов водоснабжения
Подробнее

Интернет портал интерактивной карты водоснабжения содержит данные по водообеспечению сельских населенных пунктов Казахстана, в том числе количество населенных пунктов в разрезе регионов, имеющих и не имеющих доступ к централизованному водоснабжению с указанием количества жителей.

проекты жкх
Создание Информационной системы централизованного сбора и хранения электронных информационных ресурсов в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства (Е-шанырак)
Подробнее

Ведутся работы по реализации информационной системы Е-шанырак, которая станет единым интеграционным центром для разрозненных систем в сфере ЖКХ в целях объединения всех субъектов ЖКХ в единой цифровой экосистеме.

Основной целью создания системы является мониторинг и анализ жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства на основе консолидированной информации с объектов информатизации в сфере ЖКХ.

Масштабное внедрение системы позволит обеспечить предоставление государственным органам и местным исполнительным органам данных по жилищному фонду (количеству многоквартирных жилых домов, их техническому состоянию, заключенным договорам, затрат по капитальному ремонту дома и др.), коммунальному хозяйству (паспорта поставщика коммунальных услуг, о лицевых счетах потребителей коммунальных услуг, по приборам учета и др.).

Функционирование системы обеспечит прозрачность управления жилищным фондом, деятельности субъектов естественных монополий и позволит осуществлять постоянный мониторинг отрасли ЖКХ за счет комплексной картины сектора и прогнозирования событий.

 

проекты жкх
Приборизация жилищного фонда
Подробнее

КазЦентр ЖКХ осуществляет финансирование установки общедомовых приборов учета тепла (ОПУТ) и воды (ОПУВ) по следующим механизмам:

  • финансовый лизинг;
  • целевое кредитование;
  • имущественный найм (аренда) приборов учета.

За период с 2015г. по настоящее время через КазЦентр ЖКХ профинансирована установка 9 825 ОПУТ на сумму 7,2 млрд.тг. в 26 городах РК.

Согласно Государственной программе жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы предусмотрены механизмы финансирования КазЦентра ЖКХ и целевые показатели по уровню оснащенности ОПУТ и ОПУВ:

  • в 2020 году – 75%;
  • в 2021 году – 84%;
  • в 2022 году – 96%;
  • в 2023 году – 96%;
  • в 2024 году – 97%;
  • в 2025 году – 100%.